ПАЦАНЫ
Год: 1983
Жанр: драма
Режиссёр: Динара Асанова
В ролях: Валерий Приёмыхов, Андрей Зыков, Сергей Наумов, Евгений Никитин, Олег Хорев, Александр Совков, Ольга Машная

 

 


Текст: Киновед Владимир Михайлов

«Пацаны» – это не исследование о том, как подростки становятся преступниками, хотя, конечно, определённый анализ в фильме имеется. Главная задача режиссёра – показать путь ребят к обновлению, очищению, путь возврата к нормальной человеческой жизни и к другим людям. Две педагогические позиции сталкиваются в картине. Воспитатель Антонов в своей работе руководствуется принципами знаменитого Макаренко – только труд, доверие и личный пример могут, по его мнению, переделать мальчишек.
Его помощник и заместитель Олег Павлович (Е. Никитин) – сторонник другой воспитательной методы. Он считает своих подопечных законченными преступниками, негодяями, маленькими террористами и потому делает своим главным оружием в обращении с ними принуждение и наказание. Только с помощью силы можно получить желаемый результат, добиться своего – вот его педагогическое кредо. Да, пожалуй, не только педагогическое, но и жизненное. Разумеется, позиция Олега Павловича терпит крах – подростки становятся его врагами. Жизнь в лагере показана авторами предельно достоверно, порой кажется, что «Пацаны» сняты скрытой камерой.

Документальность картины подчёркнута участием в ней ленинградского журналиста В. Коновалова, ведущего передачи о трудных подростках. В прологе фильма он задаёт воспитанникам лагеря различные вопросы и среди них один из самых важных – «Что такое добрый человек?», а они не могут ответить, не могут подобрать слова для того, чтобы дать определение доброму человеку. Ведь это, казалось бы, так элементарно, а вот поди ж ты, путаются, заикаются, мучительно краснеют… Задача Антонова в том и состоит, чтобы научить их по-человечески воспринимать окружающих людей и друг друга, помочь им найти тропинку в нормальную, полезную для других жизнь. Недаром Паша ежедневно перед ужином говорит своим подопечным: «Пусть каждый из вас подумает, что доброго сделал он за прошедший день».

Непросто возвращаются пацаны к людям, случаются в лагере ссоры, конфликты, даже бунты. Но Антонов своими странными на первый взгляд способами, своими неканоническими методами воспитания «лепит» мальчишек по своему образу и подобию. И старания его, героические порой усилия не пропадают зря – недаром пятнадцатилетний Киреев, которого Павел Васильевич привёз в свой лагерь буквально из-под стражи, отвечая на вопрос о своей будущей профессии, говорит: «Хочу быть таким, как Паша».
Вот истинное признание педагога, правильности его методов воспитания, вот лучшая благодарность ему.
Фильм заканчивается символическим эпизодом: Киреев удирает из лагеря, прихватив ракетницу, и едет в город убивать собственного отца, исковеркавшего его жизнь. Антонов, бросив всё, бежит по лесной дороге, чтобы предостеречь, удержать от рокового шага, и за ним бегут все воспитанники, все как один бегут спасать своего товарища…

 

Текст: Кинокритик Гульбара Толомушева

В народе не зря говорят: «Слова, сказанные от сердца, дойдут до другого сердца». «Пацаны» – фильм, рождённый сердцем Динары Асановой, стал путеводной звездой для многих «трудных» подростков. После того как лента «Пацаны» Асановой вышла на всесоюзный экран, режиссёру со всех концов страны стали приходить письма. Писали дети и взрослые, учителя и полеводы, шахтёры и лесорубы. В газетах появлялось большое количество рецензий и откликов. Не стесняясь, люди рассказывали о себе, о том, какими они были и какими захотели стать после просмотра фильма.

Константин Ильясов, 17-летний парень, в частности, писал:
«Я первый раз в жизни смотрел фильм и плакал. Со мной такого никогда не случалось. Будто «Пацаны» сняты про меня. Я дрожал, как на морозе. Тогда я и задумался о своей жизни. Сколько в ней я допускал ошибок, всех не перечесть, цифр не хватит. Сотни раз попадал в милицию. А как я «солил» школе, учителям, товарищам? Как они хотели избавиться от меня?! Мучились до тех пор, пока не определили в спец. ПТУ. Там нас учили различным специальностям, быть честными, порядочными, правдивыми. Окончил ПТУ с похвальной характеристикой. Теперь днём работаю, а вечером учусь в ШРМ. Конечно, сам был во всём виноват. Связался с безвольными хулиганствующими юнцами. Жаль, что в то время мне не встретился человек, похожий на Павла Антонова. Ох, как трудным ребятам не хватает таких людей! Спасибо актёру Валерию Приёмыхову за такой чудесный образ. Я его пронесу теперь через всю свою жизнь».

Your Message...Your name *...Your email *...Your website...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.