На днях в Бишкеке прошел премьерный показ фильма Актана Арыма Кубата «Кентавр», сценарий которого был написан в соавторстве с другим известным в нашей стране режиссером– Эрнестом Абдыжапаровым. Главную роль в своей картине, можно сказать, традиционно сыграл сам же Арым Кубат.
О фильме
Кинолента рассказывает о человеке, которого односельчане называют Кентавром за его идею фикс о том, что конь и человек в культуре кочевников – это одно целое. Фильм открывается цитатой: «Конь – это крылья человека». Так гласит народная мудрость. К этому в целом и ведет весь сюжет. Наш герой Кентавр – неуловимый освободитель лошадей, а также бывший киномеханик в некогда существовавшем сельском киноклубе. В силу жизненных обстоятельств он вынужден работать на стройке, иногда ходит пить максым за речкой – у женщины, чья судьба по-своему сложна. У Кентавра глухонемая жена и сын, который не может заговорить.
События развиваются вокруг того, что Кентавр угоняет скакуна, принадлежащего его родственнику Карабаю: успешному и богатому человеку, который готовится выступить на скачках и для которого этот скакун очень дорог. В том же селе проживает известный всем угонщик лошадей Садыр, на него изначально падет подозрение, а также здесь находится группа миссионеров «Даватчы», которых Карабай принуждает молиться, пообещав за чудесное возвращение лошадио платить их поездку в хадж. После того, как скакуна находят целым и невредимым, Садыр решает очистить свое имя «честного вора, угоняющего лошадей только для продажи на базаре и никогда не трогающего скакунов». Кентавру устраивают засаду, затем его предают народному суду, который голосует за предложение Карабая заставить Кентавра работать в конюшне Карабая и отправить героя в хадж.
В киноленте Актан Арым Кубат отображает реальность нашего общества в масштабе одного села. Так, например, женщина в нашем обществе зачастую оказывается в позиции глухонемого человека, которого не слышат. А те редкие попытки, когда тонкая, добрая и чувствительная женщина хочет добиться понимания, зачастую оказываются наказуемы. Дети не могут высказаться, не даже не умеют делать этого, поскольку не имеют права голоса. Они лишь пытаются передать свои мысли, искреннюю любовь и врожденную красоту эмоциями. Однако только тонкие люди способны услышать и понять и тех и других.
Отображаются также зависть, злословие и мизогиния на бытовом уровне: односельчанка рассказывает жене Кентавра о любовной связи того с Шарапат. Знаменателен также персонаж вор Садыр, который считает себя «честным человеком», человеком, применяющим насилие против Шарапат, – жены его фронтового друга, погибшего в Афганистане, ее он присвоил себе так же, как и чужих лошадей. «Я не трогаю скакунов, я краду скот в Казахстане и продаю его на мясо», – оправдывает себя Садыр. Это напоминает то, как многие нечестные на руку политики и «общественные деятели» оправдывают себя, перекладывая вину со своей головы на чужую.
Кентавр – идеалист, борец за свободу, добрый и наивный человек. Теит – один из миссионеров, прекрасно сыгранный Максатом Мамыркановым, –предлагает Кентавру прикинуться дурачком. А как же иначе? Ведь только юродивостью оправдывается идеализм и стремление переломить устои в нашем обществе. Любой человек, идущий против устоявшихся или навязанных традиций, наверняка не в своем уме и потому вынужден жить изгоем, любые попытки понять его наказываются прочими людьми.
Шарапат – потерявшая надежду женщина, страдающая от одиночества и очень зависимая от мужчин. Ей не хватает любви и чего-то доброго, она тепло вспоминает о былых временах, когда они с девочками смотрели индийское кино в клубе, но и ее ломает система.
Карабай – по сути добрый, но серьезный человек, который не может противостоять веяниям времени и общественным устоям.
Миссионеры – люди, чей ум пропитан чуждой для кочевников культурой, посредством которых некие силы всеми правдами и неправдами пытаются искоренить свободу из общества.
Скакун – отождествление свободы. Свободы мысли, свободы быть, свободы верить. Вор же в свою очередь похищает эту свободу и продает ее во имя насыщения желудка.
Кентавр плачет: мы съедаем лошадей – наши крылья, нашу свободу.
Одной из ключевых, на мой взгляд, является сцена в киноклубе. Во время намаза, на который наказанный Кентавр приходит с миссионерами, он встает и включает кинопроектор, показывая правоверным кадры из фильма «Красное яблоко», где женщина и мужчина в традиционных костюмах скачут на лошадях, свободные и счастливые. Кентавр улыбается, он рад открыть истину для своих новых соратников, но его не понимают, фильмы увозят, кинобудку заколачивают, а героя изгоняют. Так же и в нашем обществе с культурой и искусством – теми доступными нам инструментами выражения свободы беспощадно расправляются сегодня, расправляются в исламе, так как религии претит свободное общество.
В итоге Кентавра убивает вор Садыр – за то, что тот освобождает лошадей. Борьба за свободу – это борьба длинною в жизнь, и ее цена – жизнь. Несущий свет всегда будет наказан. Но в отличие от Прометея Кентавр Арыма Кубата наказан смертью. И его жертва пробуждает голос в ребенке.
Фильм Арыма Кубата – это не просто отражение короткого промежутка в жизни отдельно взятого села, это послание всему обществу, это призыв вернуться к своим истокам, к присущей кочевникам свободе, чтобы нести свет и знания, красоту в мир и снова обрести крылья. Это отображение той страшной ситуации, в которой сейчас находится наша страна.