Арт-критик Лолисанам Улугова 


Использование культуры и искусства для провозглашения каких-либо идей не ново, – искусство всегда было на страже различных политических устройств, идеологическим орудием. Последнее, это тоталитарный советский режим, который смог превратить искусство в целое методическое направление соц-арта.

Когда мы говорим о таджикском искусстве, то все больше подразумеваем его асоциальность. То есть отражение жизни без острых углов, своего рода характерная особенность таджикского искусства со времени его зарождения. А зародилось оно, идентифицируя себя как «таджикское» со времен становления Таджикской ССР в 1929 году. Но моя статья не об этом, а о том, что современный Таджикистан посредством искусства стал больше обращать внимание на социальные проблемы, острота которых, все более очевидна в годы независимости.

В настоящее время молодые художники Таджикистана объединилась в группу под названием «Я и Ковид» для того, чтобы посредством визуальных искусств рассказывать о нынешней ситуации вокруг пандемии. Адрес группы «Я и Ковид» в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/788672941663314

Zarrina Khojimuratova, 2020

Куратором проекта является Лолисанам Улугова, арт-менеджер с 20-летним стажем, эссеист, широко известный арт-критик в стране и за ее пределами. В художественную группу «Я и Ковид» вошли молодые арт-активисты, художники, графики и фотографы: Бежан Шамсов, Насиба Каримова, Манижа Абдуллаева, Вайс Асоев, Зарина Анвар Орипова, Алексей и Алла Румянцевы, Манижа Бабакулова. В состав группы входит также режиссер Заррина Ходжимуратова, которая сняла сериал о людях с инвалидностью с их же участием. 2 июня 2020 года вышла первая серия 6-серийного сериала «Один за всех – все за одного», которая повествует о людях, страдающих хондродисплазией, заболеванием, приводящим к карликовости. Подобное заболевание может возникнуть у любого человека, поэтому фильм рассказывает историю обычной семьи, где трое детей имеют особенности развития.

Фильм «Один за всех – все за одного» можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=6ZJi0GMyicg&feature=youtu.be&fbclid=IwAR1zBZFyi5wLBeVuNnzAgPoTpLgIlM4RetZ6eni1FS-NbzFBducaCEAIDIw

В Республике Таджикистан есть табуированные темы, конечно, их нет в «черных» списках «цензурных комитетов», просто на определенные темы не принято говорить в обществе еще с советских времен. К примеру, нельзя обсуждать темы сексуальности, сексуального воспитания, а также религиозного воспитания. Не принято много говорить и об инвалидах.

Показывать только одну сторону блеска и глянца жизни, и умалчивать разные непривлекательные стороны обыденности, является особенностью культурных норм еще со времен СССР. Может быть именно поэтому местная детвора закидала яйцами машину съемочной группы Заррины Ходжимуратовой. Все это произошло во время съемок одного из эпизодов фильма «Один за всех – все за одного». И возможно это говорит о том, что излишнее внимание к инвалидам в нашем обществе не совсем нравится людям, и даже порой раздражает.

Всего в фильме 6 серий, и каждая затрагивает темы различных видов инвалидностей у людей: кто-то страдает от глухоты, кто-то от слепоты, паралича ног, аутизма и др. Все роли играют сами герои историй, то есть ни одного профессионального актера не задействовано в сериале. Целью съемочной группы было сблизить уязвимые группы с остальным населением страны, уменьшить степень недопонимания и увеличить степень доверия к «непохожим» людям. Ведь часто мы не любим тех, кого не понимаем, о ком совсем мало знаем.  Поэтому этот сериал помогает разрушить стены недопонимания, повышая уровень осведомленности о людях, которые часто остаются в тени.

В арт-группе «Я и Ковид» находится семейная пара Алла и Алексей Румянцевы, которые относятся к пионерам, зачинателям современного искусства в Таджикистане. В 2019 году они создали цикл информационных передач ArtBooz (артбуз) на Ютюбе об опыте художников в борьбе с экстремизмом, в освещении гендернего и социального неравенства, а также о зарождении современного искусства в Таджикистане.

Проект ArtBooz (артбуз) на YouTube http://artbooz.tilda.ws/.

Главной целью проекта ArtBooz явилось способствование укреплению мира, стабильности и прогресса в ЦА путем популяризации успешных практик современного искусства художников ЦА региона. Тема любого вида экстремизма является чувствительной, поэтому очень часто эти работы имеют скрытый подтекст. Передачи восполнили пробел в информационном пространстве страны о существующих практиках современного искусства.

Сама Алла Румянцева активно поднимает тему гендерного равенства и феминизма в своем творчестве. В настоящее время совместно с ОФ «Душанбе арт граунд», при поддержке ИООФС, Алла готовит публикацию об освещении гендерных вопросов через современное искусство.

Надо отметить, что тема феминизма и гендерного активизма все больше вызывает недоверие в обществе. Эти вопросы приобретают все больше негативный окрас, сводясь только к эмансипации женщин и страху потерять контроль над ними. Нелишне отметить, что встреча активисток в середине марта 2020 года была приостановлена по самым разным причинами (https://thediplomat.com/2020/05/how-to-talk-about-feminism-in tajikistan/?fbclid=IwAR121mwOiadr4VdmuNpedZsgs9amWyHA41MD5Fmw7S4NjlefqY9uHZ36_ZA.

Вероятно, что в обществе существуют силы, не понимающие смысла гендерного активизма, ограничивающие несанкционированные встречи и обсуждения этих тем. В обществе существует тенденция усиления традиционных ценностей семьи, и все идущее с ней в противовес, особенно связанное с эмансипацией женщин, считается негативным влиянием запада.

Выставка «Ню» Марифат Давлатовой в 2018 году четко показала отношение большинства в обществе к вопросам «стыда и чести», с позиции догм традиционного общества https://transitorywhite.com/articles/nude-art-as-a-mirror-of-society.

Продолжая тему арт-активизма, необходимо вспомнить инициативы группы «Нигохи Нав», (бук. «новый взгляд»), которая с 2012 года развивает документальный театр в Таджикистане. Целью лидеров группы, арт активистов Шахджамшеда Умари и Далера Эмомали является показать другой театр, современный, близкий к документалистике. Начиная со своего образования, группа проводила каждый год фестиваль, под тем же названием «Нигохи Нав», но вынуждена была приостановить свою деятельность в 2017 году из-за прекращения финансовой поддержки доноров.

Документальному театру трудно выжить в Таджикистане, потому что у него нет постоянного финансирования, нет места для репетиций постановок и их показов. И очень важно, что таджикской публике не всегда по нраву качество постановок, так как зрители привыкли к академическим постановкам. И потом, не все существующие проблемы могут быть отражены через спектакли. Тем не менее группа существует, и ее лидер, Шахджамшед Умари, являясь участником многих образовательных проектов, включая программу культурной академии Гете Института по поддержке центрально-азиатских молодых театральных режиссёров, в 2019 году сделал постановку «Адам», которая отразила трагедию насилия над детьми.

Постановка «Адам» собрала реальные истории детей со всего мира, которые пострадали от различных форм насилия и невнимания со стороны взрослых. История Айлана Курди, это история ребенка беженцев из Сирии, тело которого нашли мертвым на берегу Среднеземного моря. История Хувайдо Тиллозода, это история девочки из Таджикистана, изнасилованной и убитой мужчиной в России, который жил по соседству с семьей иммигрантов из Таджикистана. Также история Кетлин Николь Дэвис, покончившей с собой перед камерой из-за сексуального насилия в семье.

Все эти истории были собраны в одну постановку, чтобы выразить протест против насилия и несправедливости этого мира. Среди актуальных театральных постановок современного Таджикского театра нелишне отметить и документальные постановки Хуршеда Мустафоева, описывающего сложности социализации женщин после тюремного заключения, которым сложно оправиться от стигмы «заключенного». Кроме того стоит выделить и Лолисанам Улугову с ее постановкой «Молодежь за верховенство законов», повествующей о проблемах насилия в армии и местах заключения.

Следующим ярким примером арт активизма является выставка «Break the Silence» Насибы Каримовой и Манижы Бабакуловой в 2019 году, которая тоже основана на реальных историях домашнего насилия. Обе девочки являются участниками проекта digital art academy культурного центра «Бактрия», которая, обучая цифровой грамотности, способствует развитию креативного мышления молодых людей в стране. Арт активистки выбрали несколько реальных трагедий, историй домашнего насилия и через пересказ, метафорически изменили жизнь жертв в лучшую сторону. Портреты жертв были превращены в цветы, символизируя право женщин на лучшую долю в этой жизни.

https://readymag.com/u732921108/1718218/

Несомненно, другим ярким примером арт активизма в стране является арт-резиденция Анисы Сабири My vision, которая собрала под одной крышей многих творческих деятелей, выражающих себя в кинематографе.

Завершая свой обзор, хочется выразить надежду на повышение динамики развития арт-активизма в Таджикстане, на использование всех видов искусств как инструментов для артистического самовыражения. Арт-активизм способствует не только свободе самовыражения, но и усилению креативного и критического мышления, что дает надежду на улучшение арт-продукции, которая может стать конкурентоспособной не только на местном арт-рынке, но и в глобальном арт-пространстве.