Талип Ибраимов. Старик и Ангел. Повести. – М.: Европа, 2007.Талип Ибраимов «Старик и Ангел». «Простите меня»

ТАЛИП ИБРАИМОВ «Старик и Ангел»

До 2000-х годов имя редактора «Кыргызфильма»Талипа Ибраимова (род. в 1940 году) было известно относительно небольшому кругу «киношников». А в 2006-м – как гром среди ясного неба: он вдруг стал лауреатом (первое место) престижнейшей литературной «Русской премии», которая вручается Фондом Б.Н. Ельцина лучшим русскоязычным писателям, живущим за пределами России.

Проза Талипа Ибраимова – да еще какая проза! – оказалась совершенно неожиданной и для отечественного читателя. Дело в том, что до определенного периода жизни Т. Ибраимов книги не писал… А когда человек начинает писать прозу после выхода на пенсию, скорее всего он не графоман. Вероятнее, ему просто есть что сказать.

Характеризуя его творчество, российский критик Олег Дарк отметил: «Повести и рассказы Ибраимова стали для меня потрясением. Опытный мастер слова явился перед читателем вдруг, разом, без всякого там «творческого пути», как Минерва из головы Юпитера. А она, как известно, является в полном облачении и всеоружии…» (01.02.2008 г., «Русский журнал»).

Сюжеты повестей Талипа Ибраимова всегда необычны. И не потому, что тут рассказывается какая-то небывалая, невероятная история, напротив – все истории погружены в быт, в мелочи жизни, в обыкновенность. Оригинальны не сами по себе истории, а постоянный и неожиданный переворот, который в них происходит и который в них – главное. Герои все время оказываются не тем, за кого их принимали, и делают не то, что от них ожидали…

«автор воплощает генетическую

и историко-культурную

память кыргызского  народа»

Скажем, повесть «Ангел» – это монолог 18-летней девушки, которая промышляет продажей наркотиков, торгует на базаре, а еще по старой памяти «театралит» — заманивает в квартиру состоятельных клиентов, притворившись простушкой, а потом бросает их на растерзание приятелям. Все это для того, чтобы вытащить свою семью, мать-одиночку, младших сестер, талантливого, но непутевого брата, из трущоб большого города. Драматические судьбы  «маленьких героев» раскрывают панораму жизни людей, оказавшихся на обочине истории…

Ибраимов вообще провоцирует читателя на крайние реакции, потому что вот так, двигаясь по лезвию бритвы, живут и его герои, которых автор каждый раз застает в момент катастрофы, поворотного решения, на краю. Пожилой шахтер на пенсии внезапно женится на немой девушке Бермет, женится, лишь бы забыть унизительные годы с обожаемой, но изменявшей ему женой. Бермет счастлива, муж с ней обходителен и добр, но вскоре она понимает, что бывшую жену ее Асан любит с прежней горькой силой (повесть «Гнездо кукушки»). 70-летний старик случайно спасает утопленницу, молодую, прекрасную женщину – она оказывается проституткой, решившей покончить с собой. Между героями вспыхивает нешуточная страсть, совершенно непонятная родственникам старика и осуждаемая ими («Старик»). Назира, 20 лет прожив с обожаемым мужем, решается уйти от него – потому что бесплодна, а муж мечтает о потомстве («Женщина у стремени»). Девушка бросает любимого парня просто потому, что с ним не так надежно, как с лавочником Закиром («Пауза для выдоха»).

И еще одна книга Т. Ибраимова недавно вышла в Бишкеке, в издательстве «Турар». Прекрасно изданный сборник повестей на этот раз называется «Простите меня» (по прозвищу одного из героев повести  «Женщина у стремени»).

Известный литературный критик и литературовед Бахтияр Койчуев по этому случаю написал так: автор воплощает генетическую и историко-культурную память кыргызского  народа в повести «Плакальщица», своеобразной песней-плачем по драматической судьбе кыргызов в сложном ХХ веке. А повесть «Запах джиды» – это запах Родины, он неизбывен, где бы ты ни находился, чем бы  ни занимался… Национальные особенности, патриотический  пафос раскрываются через народный юмор. Писатель  иронично рассказывает о  драматических страницах истории кыргызов, представители которого в поисках лучшей доли вынуждены бороздить мировые просторы и вспоминать запах джиды – аромат Родины.

Сборник «Простите меня» – яркий пример многосторонности художественного дарования Талипа Ибраимова. И самое главное – в центре художественного мира, созданного им, человек – «маленький человек», порой чудаковатый, «бечара», но с безграничной душой, грешный и страдающий, раскаивающийся и творящий жизнь.

Перед нами – писатель, тонко чувствующий человеческую боль, сострадающий «униженным и оскорблённым», но даже на дне жизни видящий высоту человеческого духа.

Талип Ибраимов. Простите меня. Повести. – Б.:Турар, 2011.