Текст — Владимир Михайлов

Динара Асанова с детства мечтала о кино. Родители её к искусству никакого отношения не имели. Мама работала в текстильной промышленности, а отца девочка и вовсе не знала, он погиб на фронте в 1942-м, в год её рождения. Очень близка была Динара с бабушкой, которая научила её мягкому и доброжелательному отношению к жизни, к людям.

 

 

Динара была тихим и послушным ребёнком, но уже в детские и подростковые годы в ней очень сильны были задатки лидера, ведущего. Она была заводилой во всех дворовых начинаниях, организовывала то общественную библиотеку, то изостудию, в которой рисовались афиши для кинотеатров, то – футбольную команду.

Мама хотела, чтобы после школы дочка пошла работать на текстильную фабрику, но Динара ждала от жизни совсем другого. Тонкая и хрупкая с виду, она с железной решимостью и бесстрашием отстаивала свои позиции, свои желания и устремления. Поэтому маме не удалось склонить её к регламенту размеренной, сытой и беспроблемной жизни на текстильной фабрике.

В 1960 году по окончании школы она пришла на «Киргизфильм». Было ей всего семнадцать лет.

Бралась за любую работу, хотела всё попробовать. Была реквизитором, ассистентом, за короткое время сменила несколько кинематографических профессий. Через год после поступления на студию получила небольшую роль в «Девушке Тянь-Шаня».

Именно тогда будущим кинооператором Сергеем Чадиным была сделана уникальная фотография. Однажды на съёмках во время перерыва Чадин заметил, как Динара с букетом цветов присела передохнуть возле речки, и сфотографировал её. Фотография получилась очень удачная: обаяние юности, весёлая непосредственная улыбка, беззаботная поза – ничто ещё не предвещает тех страстей, которые вскоре придётся пережить Динаре. Бедное, местами неумело подшитое платье, облик беззащитной полудевочки-полуженщины, весь её поэтический образ – всё это лишь пролог к стильным, жёстким картинам, сделанным как будто бы мужскою рукою, пролог к трудному пути, к преодолению непреодолимых препятствий и преждевременной, конечно же, преждевременной смерти…

Чадин работал на этой картине супертехником, а Дина, как звали её почти все вокруг, – помощником режиссёра. Сейчас это именуется на американский лад –«скрип-гёлз», а тогда называлось просто – «девушка с хлопушкой». На хлопушке, которая разграничивала сцены будущего фильма, нужно было писать название эпизода, номер дубля, и Динара, строго следя за нумерацией, вносила все тексты и номера в маленький блокнотик, с которым не расставалась ни на минуту.

Съёмочная группа жила в селе Боконбаево, недалеко от озера, где в ближайших окрестностях находилось множество изумительной красоты ландшафтов. Вся молодёжная часть группы была влюблена в Динару. Маленькая, ладненькая, симпатичная, светлый человечек – как не влюбиться в такую? А сама она испытывала тайный интерес к актёру Арсену Умуралиеву, исполнителю одной из главных ролей в фильме.

Но об этой платонической любви в то время не знал ни он сам, ни члены съёмочной группы.

В начале восьмидесятых Сергей Чадин, будучи в Ленинграде, зашёл на «Ленфильм», встретился с Динарой и подарил ей на память эту фотографию. Динара поцеловала его и расплакалась…

В 1963-м она работала в группе легендарной Ларисы Шепитько на картине «Зной». Училась на практике, жадно схватывая всё, что видела и слышала. Однако, несмотря на возможность общения с талантливыми мастерами и непосредственное участие в самом процессе создания кино, Динаре хотелось большего. Она явственно ощущала в себе мощную творческую потенцию, но реализоваться в полной мере не удавалось.

Тогда она бросила всё и уехала в Москву. Поступила во ВГИК, в мастерскую Михаила Ильича Ромма. Поступила, кстати, только с третьего раза, но упорства и целеустремлённости ей было не занимать.

Она была очень стеснительная и немножко сторонилась шумной студенческой среды, однако, уже тогда её знакомыми и друзьями были известные поэты, писатели, художники, музыканты… Динара и сама начала в те годы робкую литературную деятельность – писала стихи, сказки, притчи.

По настоянию своего вгиковского мастера летом приезжала во Фрунзе, на родной «Киргизфильм» – в 1964 году совместно с А. Видугирисом работала над документальной лентой «У каждого своя дорога», в следующем, 1965-м, – также с А. Видугирисом – над фильмом «ПСП». Но на «Киргизфильме» ей особо не давали ходу – чувствовали её отгороженность, её «инакость». Она, конечно, была другой.

По окончании института попала на «Ленфильм», где и сняла свою первую большую картину – «Не болит голова у дятла». Фильм на подростковую тематику привлёк внимание не только самих подростков, но и педагогов, родителей. Следующий фильм «Ключ без права передачи» ещё более укрепил успех режиссёра, вызвал бурную дискуссию, многочисленные отклики прессы, потоки писем. Это было вызвано, конечно, прежде всего необычайной актуальностью темы. Немаловажными факторами успеха оказались и острый психологизм фильмов, необычная трактовка проблем и образов, тонкость собственно режиссёрской работы.

В первой картине Д. Асанова вывела на экран характер удивительной цельности. Мальчик-подросток лет тринадцати избрал для утверждения себя как личности весьма необычный способ – на чердаке дома он отрабатывает пассажи на барабане, мечтая о славе знаменитого музыканта-ударника. Юный герой был показан на экране так, как редко показывался раньше, – во всей своей сложности и противоречивости, с не меньшим уважением, чем взрослый.

В ленте «Ключ без права передачи» Д. Асанова берётся исследовать внутренний мир несколько повзрослевшего, по сравнению с первым фильмом, героя, вернее, героев. Её старшеклассники задумываются о своих взаимоотношениях с миром, педагогами, друг с другом. Сложные проблемы взросления – взросления прежде всего духовного – находятся в фокусе внимания режиссёра. Силы взаимного притяжения и отталкивания между старшеклассниками и их педагогами подвергаются тщательному изучению, скрупулёзному анализу.

Показывая отношение директора школы и молоденькой учительницы к своим подопечным, режиссёр как бы предлагает для обсуждения разные методы воспитания, разные системы общения. Раздумья режиссёра выливаются в серьёзный, важный и нужный разговор о проблемах педагогической науки, современном педагоге, трудностях вступления молодого человека в такую непростую новую жизнь.

За фильмы юношеской тематики Динара Асанова была удостоена премии Ленинского комсомола.

Свой первый фильм – дипломную короткометражку – она также ставила на «Ленфильме», где впоследствии сняла все свои будущие картины. Драматургической основой этой ленты был рассказ в то время никому ещё не известного писателя Валентина Распутина «Рудольфио». Фильм получился странным, видимо, потому, что и сам рассказ был несколько необычным – о любви девочки-подростка к сорокалетнему мужчине. Но, несмотря на странность, на какое-то почти болезненное внимание к глубочайшим тайникам души, это было настоящее серьёзное кино. Были характеры – светлые, искренние, сияющие чистотой и одухотворённостью. Был в каждом кадре какой-то природный такт, чувство меры и безупречный вкус. Кинематографический дебют, без сомнения, состоялся.

Но она чувствовала свою ненужность. Опять пыталась сделать что-то на родной студии. Её не хотели, её вежливо отвергали. После диплома она восемь месяцев не могла начать новую работу. Ей было всего двадцать семь лет, она была полна творческих амбиций, но…чувствуя глубокое отторжение, никак не могла на чём-то сосредоточиться. Точнее, ей не давали этого сделать. Она приносила на «Киргизфильм» сценарий по платоновскому «Котловану», но худсовет не принял его. Ещё бы! В те годы – фильм по Платонову!

Но всё-таки ей удалось перебороть ситуацию, и она запустилась на «Ленфильме» со своей первой лентой. Успех, как уже говорилось, был ошеломляющий, всеобъемлющий, появилось очень много откликов, критических выступлений, завязалась общественная дискуссия.

Впоследствии Д. Асанова сняла ещё две ленты, к молодому поколению, в общем, отношения почти не имеющие, – «Беда» и «Жена ушла». «Беда» была сделана по госзаказу в поддержку антиалкогольной кампании в стране, переживавшей очередной общественный кризис. Видимо, поэтому фильм получился не совсем асановский, он был слишком прямолинейным и пропагандистским. А вот в картине «Жена ушла» уже были явственно ощутимы те идеи, которые занимали Асанову всю её творческую жизнь. Многомерность и неоднозначность этой ленты заставили кинокритиков задуматься в попытках понять сложный, запутанный мир героев картины. Кстати, в главной роли у Асановой здесь должен был сниматься Владимир Высоцкий. Но он был занят в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» и потому его работа досталась не менее интересному и знаковому актёру – Валерию Приёмыхову, который впоследствии стал одним из лучших друзей и соавторов Динары.

Именно он сыграл главную роль в фильме «Пацаны», когда Динара снова вернулась к своей первой «юношеской» теме. Этот фильм, снятый по сценарию Юрия Клепикова, рассказывал о трудных подростках, об их жизни в спортивно-трудовом лагере. Сюда привёл их из подворотен, а порой прямо из залов судов замечательный человек и педагог Паша – Павел Васильевич Антонов, которого как раз и играет Валерий Приёмыхов.

В 1983 году делегация киргизских кинематографистов была на кинофестивале в Питере. Их повезли на «Ленфильм», показали «Пацанов» на двух плёнках (копии ещё не было). Впечатление было, конечно, колоссальное. Потом был прощальный вечер, банкет. В сопровождении знаменитостей пришла и Динара. Ресторан был огромный, она растерялась, настороженно оглядывалась, видимо, пытаясь определить своё место. К ней подошёл режиссёр Самир Джапаров, пригласил её за стол киргизской делегации, в составе которой были министр культуры, директор киностудии, известные творческие работники. «Нет, спасибо, – сказала Динара, – я не пойду…» – «Приезжай в Киргизию, – сказал Самир, – вместе будем что-нибудь делать…». – «Я туда никогда не вернусь», – ответила Динара…

Через два года её привезли в республику в гробу… Она умерла, сидя в кресле, в гостиничном номере. Сердце… Это было на съёмках новой картины «Незнакомка».

После смерти Д.Асановой на экраны кинотеатров вышел её последний фильм – «Милый, дорогой, любимый, единственный». И в нём она остаётся верной своей главной теме, вновь обращаясь к остросоциальным вопросам становления юношеской души, к исследованию современного молодого человека. Пытаясь разобраться в извечной проблеме «отцов и детей», в отношениях поколений, она мучительно хочет понять их идеалы, стремления и надежды…

Путь героев Динары Асановой – путь милосердия, доброты, человечности. Этот путь выведет их к людям, к честной и праведной жизни, ведь впереди в авангарде – человек, который всё видит, всё понимает, всё чувствует, человек, с которым не пропадёшь…

Произведения нашей замечательной соотечественницы давно уже впереди конкретных человеческих судеб, впереди времени. Ибо искусство её адресовано не только нам, современникам, но и будущим поколениям, которые с волнением и болью будут всматриваться в героев её картин и узнавать в этих героях себя, своих друзей, знакомых, родных…
Похоронена Динара Асанова на Ала-Арчинском кладбище, а в её родном Бишкеке, бывшем Фрунзе, есть теперь улица Динары Асановой – она ведёт прямо к главному входу в новое здание киностудии…

ФИЛЬМОГРАФИЯ ДИНАРЫ АСАНОВОЙ:

«Ляля» (любительский фильм, 1960, Киргизия);
«У каждого своя дорога» (совместно с А. Видугирисом), 1964, «Киргизфильм»;
«ПСП» (совместно с А. Видугирисом), 1965, «Киргизфильм»;
«Рудольфио» (дипломный, короткометражный фильм, 1969, «Ленфильм»);
«Не болит голова у дятла» (полнометражный художественный фильм, 1974) – Медаль и Диплом лауреата Второго Ленинградского смотра творческой молодежи присужден режиссеру Динаре Асановой в 1976г. В результате опроса кинокритиков включен в список 12-и лучших фильмов, показанных на экранах Кубы в 1978г.;

«Ключ без права передачи» (полнометражный художественный фильм, 1976) – Приз и Диплом за лучшую кинорежиссуру Д. Асановой на X Всесоюзном кинофестивале в 1977 г. Приз и Диплом «За лучшее исполнение мужской роли» Алексею Петренко X ВКФ в 1977 г. Премия Ленинского комсомола Д. Асановой и актрисе Елене Прокловой за 1977 г. Среди других призов: Специальный приз жюри X МКФ в Москве в 1977 г., МКФ в Италии, Польше, Югославии и т.д.;

«Беда» (полнометражный художественный фильм, 1977);

«Жена ушла» (полнометражный художественный фильм, 1979);

«Никудышная» (полнометражный художественный телевизионный фильм, 1980);

«Что бы ты выбрал?» (1981, телевизионный спектакль);

«Пацаны» (полнометражный художественный фильм, 1983) – Государственная премия СССР Динаре Асановой (посмертно), а также членам съемочной группы. Премия Всесоюзного кинофестиваля. Второе место в конкурсе «Лучший фильм года» по итогам опроса кинозрителей, проведенного журналом «Советский экран». Дипломы множества фестивалей;

«Дети раздора» (1984, телевизионный спектакль);

«Милый, дорогой, любимый, единственный» (полнометражный художественный фильм, 1984) – Диплом участника Каннского МКФ (Франция, 1985);

«Незнакомка» (съёмки велись в 1985, фильм не завершен);

Фильмы, снятые о Динаре:

«Товарищи: Динара Асанова» (1986, режиссер Ричард Дентон, Би-Би-Си);

«Очень вас всех люблю» (1987, режиссер Игорь Алимпиев, «Ленфильм»);

«Динара» (1988, режиссер Виктор Титов, «Ленфильм»);

«Динара Асанова» (2003, режиссёры Марина Чудина и Екатерина Харламова, «Ленфильм»).

Your Message...Your name *...Your email *...Your website...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.