Текст — Зульфия Салах

21 сентября на мероприятии, которое прошло в стильном коворкинг– центре «Ололохус», собрались представители религиозных конфессий, науки, культуры и искусства, а также члены рабочей группы. В неформальной обстановке участники обсудили, как музыка, живопись, литература, поэзия и другие виды искусства могут помочь объединить представителей любых групп и построить мир. Организатором мероприятия стала международная организация по вопросам миростроительства International Alert.

Директор представительства International Alert в Кыргызстане Шакират Токтосунова:

«Каждый год 21 сентября во всем мире общественность отмечает Международный день мира (International Day of Peace). В 1981 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила праздник — День мира — и установила его празднование на третий вторник сентября, а  спустя 20 лет, в 2001 году, Генеральной Ассамблеей было принято решение о том, что  с 2002 года Международный день мира будет отмечаться ежегодно 21 сентября как День всеобщего прекращения огня и отказа от насилия и жестокости.

International Alert  — международная  организация, которая работает в тридцати шести странах мира, занимается  предотвращением конфликтов и продвигает идеи миростроительства во всем мире.  В каждой из стран, где International Alert реализует свою миссию, 21 сентября отмечается Международный день мира.

В этом году в Кыргызстане мы отметили этот день  вместе с друзьями и партнерскими организациями, обсуждая вопросы построение мира через практику искусства и культуры.   Исторически   сложилось, что культура и искусство являются символами достижения мира и могут развиваться только в атмосфере веротерпимости, всеобщего согласия и толерантности, что согласуется с целями нашего проекта «Конструктивные диалоги религии и демократии», реализуемого в Кыргызстане.

Художница и поэтесса Наристе Алиева рассказала о взаимодействии искусства, культуры и религии, о том, насколько значимо искусство в деле миростроительства: «В отношении человека  творить мир — это значит помогать ему перейти от звериной жизни с ее инстинктами к человеческой, которую отличают культура и искусство, т.е. творить в человеке Человека.  Без культуры и искусства нет мира, и только красота, искусство и культура принесут народам мир. Что касается взаимодействия религии и искусства, то эти два понятия связаны давними и глубокими корнями. Существует множество мнений о том, что искусство обязано своим происхождением именно религии». На примерах различных мировых шедевров Наристе показала взаимосвязь понятий религии и искусства.

На мероприятии присутствовали представители различных религиозных конфессий.

Алексей Шмыгля, буддийский монах:  

«Я благодарен представителям International Alert за то, что они провели День мира в Бишкеке. Мне было приятно и  интересно участвовать в этом событии. Атмосфера — дружеская и располагающая к диалогу. Темы встречи заслуживают особого внимания. Дело в том, что у людей может быть разным понимание того, что из себя представляют искусство и религия. В этом отношении я солидарен  во многом с точкой зрения Льва Толстого, изложенной им в книге «Что такое искусство?».

Искусство бывает  истинное и коммерческое (или надуманное). И  религия есть истинная и извращенная. Истинное искусство – это то, что рождается и делается под воздействием вдохновения, такое произведение понятно каждому человеку, оно возвышает, очищает и абсолютно бескорыстно. То же самое можно сказать об истинной религии, как о порыве духа, не имеющего отношения к институтам и структурам. Так  что истинное искусство и истинная религия — это то, что невозможно отделить друг от друга. Они есть две стороны одной медали. Любая искренняя молитва — это песнь души. Жизненными иллюстрациями здесь могут послужить творчество акынов, жырау, манасчы, баксы, кайчи, кобзарей; а также поражающие своей умиротворенностью скульптуры Гадхары — наследие Великого кушанского царства, отразившее  золотой век Центральной Азии и пик развития Великого шелкового пути. Этот период истории заслуживает особого внимания как пример создания гармоничной цивилизации, сумевшей расцвести благодаря тому, что в ней мирно слились множество различных культур, этносов, религий. К тому же ее основателями были кочевники, обитавшие и на территории Кыргызстана.

С точки зрения современного искусства, важной частью которого являются инсталляции и перформансы, Махатма Ганди в   ненасильственной борьбе за независимость, свободу и справедливость творил именно такое искусство. Публичные сжигания пропусков в Южной Африке, массовое использование ручных прялок, изготовление и ношение традиционной одежды, публичное сжигание ткани и одежды из Англии, публичное изготовление соли и продажа ее  как символический акт неповиновения несправедливым колониальным законам, ненасильственный штурм соляного завода, публичные межконфессиональные молитвы… Это все смело можно назвать искусством ненасилия».